Термин
«Инфантилизм» произошел от латинского «infantilis» — детский, что означает сохранение в развитии черт и качеств, присущих предшествующим возрастным этапам. Его можно понимать как проявление наивного подхода в построении отношений с самим собой и окружающим миром.
Многие
жизненные сложности людей связаны с различными проявлениями инфантильности. Если взять самые распространенные симптомы, на которые жалуются люди, а именно: курение, отсутствие силы воли, откладывание важных дел, нежелание работать, лень, ежедневное позднее засыпание, неумение строить близкие отношения, низкий уровень дохода, хронические опоздания, необязательность и т.д., то все они — это следствие
деткой позиции в жизни человека.
Обратной стороной медали инфантильности является взрослая позиция,
личностная зрелость, которые достигаются за счет развития в жизни
инициативной самостоятельности — субъектности. В основе личностной зрелости и самостоятельности всегда лежит
ответственность, которая позволяет человеку расти над собой, эффективно проходить этапы жизни, приобретая опыт самостояния, развитый уровень самоорганизации себя и жизни, стратегии жизнестойкости и построения успеха.
Не всегда получается так, что люди проживают отдельные фазы жизненного цикла, формируя у себя необходимые личностные качества и стратегии организации жизни для самореализации на последующих этапах своего пути. Тогда у них происходит
задержка в развитии личностной зрелости (введено автором по аналогии с задержкой психического развития). Она в свою очередь приводит к несостоятельности, наивно-детскому отношению к внешней и внутренней действительности. Если подобного рода задержка складывается по многим компонентам развития личностного опыта и организации жизни, то это приводит к генерализованной
жизненной беспомощности человека (введено автором по аналогии с выученной беспомощностью). Обычно в центре этой чудовищной проблемы лежит
потеря (замедление развития) своей субъектности!Чаще всего у человека встречается и
нфантильность в какой-либо одной сфере жизнедеятельности или даже ее подконтекстах. Приведем примеры.
Пример первый. Распространен случай, когда мужчина может быть весьма состоятельным и состоявшимся в профессии, ответственно подходить к организации жизни в целом, эффективно заботиться о финансовом благополучии, обустройстве жизни, успешно строить отношения с любимой женщиной, но кране слабо проявлять себя в позиции отца своих детей. Многие мужчины по сложившемуся социальному стереотипу мечтают, чтобы у них родился сын — продолжатель рода. Но когда заветное желание исполняется, довольно большая часть из них не умеет с ним общаться, играть, проводить вместе время и т.д. Такие мальчики вырастают без отцовского воспитания, часто имеют потом сложности в жизни из этого сценария.
Пример второй. Нередки случаи, когда человек успешен по многим аспектам развития личности и самореализации в жизни, но совсем не научился управлять своими финансами.
Пример третий. Большинство браков распадается после первого года жизни из-за идеализации друг друга в «конфетно-букетном» периоде отношений, а когда пары узнают друг друга в реальной совместной жизни, оказывается, что они не готовы перестраиваться, проявлять чувство общности, создавать свои традиции и т.д.
Можно и дальше приводить огромное количество различных случаев проявления детской позиции — все они касаются определенных видов инфантильности людей в развитии себя и своей жизни.
Для того чтобы читатель смог извлечь максимальную пользу из этой публикации, важно сначала научиться осуществлять
самодиагностику инфантильности, а затем
соотнести ее с возможными способами изменения. А для этого следует описать наиболее типические ее виды, тогда можно самостоятельно достичь прогресса.
В ходе многолетней практики консультирования я обобщил
девять основных видов инфантильности:- В профессиональной самореализации.
- В управлении своим финансовым благополучием.
- В построении социальных отношений.
- В бесцельности и бесплановости жизни.
- В принятии жизненно важных решений.
- В развитии себя, преодолении вредных черт, качеств и привычек.
- В отношении к своему здоровью.
- В центрировании на второстепенных ситуациях, делах и интересах.
- В управлении образом жизни.
Каждый из них имеет множество вариантов проявления в жизни. Можно выделить
важную закономерность: если инфантильность развивается более трех лет, то происходит критичное оттормаживание субъектности. После этого развитие самостоятельности требует очень больших усилий и нередко психотерапевтической помощи.
В целом причины инфантильности связаны со сложностями в детско-родительских отношениях, сценарием жизни (сочетанием вариантов жизни), низким развитием субъектных ролей человека, негативными установками и убеждениями. В связи с этим рекомендую вам прочитать статьи на сайте «Коучинг жизненного пути» в моем блоге, касающиеся субъектности и вариантов жизни, а также пройти тесты в разделе «Онлайн-обучение».