Таким образом, в методе создана авторская научно обоснованная теория консультирования (коучинг и психотерапия). При этом подавляющая часть понятий, с одной стороны, взята из общей психологии, а, с другой стороны – проста для понимания большинства людей. Это позволяет человеку, который консультируется в рамках метода использовать их в дальнейшем для развития своей личности и жизни. По сути, происходит обучение научным («правильным») психологическим знаниям в ходе консультирования (психодидактика), что целенаправленно не осуществляется во многих других методах.
Это единственный практико-ориентированный метод консультирования, который системно с точки зрения научной психологии рассматривает то, как именно человек строит свою жизнь.
В нем определены и раскрыты следующие базовые понятия: жизнь, стратегии жизни, жизненные установки, жизненный стиль, жизненное событие, этап жизни, жизненный путь, фазы жизни, цикл жизни, вариант жизни, сценарий жизни, жизнеспособность, жизненная стойкость, жизненно важная цель, жизненные умения, автор жизни, биографическое мышление, биографическая память и т.д.
В ходе 30 летней практики консультирования эмпирически исследованы и описаны (выборка более 700 человек) следующие явления: субъектные роли, варианты жизни, типы жизненных событий (классификация), жизненные стратегии, жизненная стойкость, жизненные типы личности (в соответствии с жизненной позицией), событийные типы личности (по преобладанию поворотных событий на линии жизни). Выявлена корреляция между ними. Это, в свою очередь, придает методу особые возможности в оказании психологической помощи: опора на объективные закономерности в отношении базовых свойств и качеств в построении личностью своей жизни.