И ещё одна поговорка пригодится нам для продолжения этого разговора. Вы задумывались, почему народная мудрость гласит: посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу?
Привычки, если говорить «психологическим языком», — это устойчиво проявляющиеся предпочтения (паттерны) мышления и поведения, которые действуют автоматически. Благодаря им человек делает свою жизнь комфортной и в то же время стереотипной. К сожалению, значительная часть таких повторяющихся шаблонов-привычек приносит в жизнь человека больше вреда, чем удобства. И тогда, метафорически выражаясь, получается, что не человек имеет «матрицу», а она имеет его!
Все ли привычки в «матрице» опыта человека носят столь серьезный характер, что действительно определяют его судьбу? Конечно, нет. На построение человеческого успеха и счастья довольно сильно влияют, в первую очередь, стереотипы организации жизни. Например, привычка грызть ногти не повлияет на будущее человека, а вот откладывание жизненно важных целей на потом действительно задерживает людей на пути к успеху. Такие вот привычки организации жизни и создают каркас для жизненного сценария, влияя на судьбу! С чего же начать работу с этими глобальными паттернами?
Ещё в юности я увлёкся психологией, а прочитав книги Э. Берна, впервые задумался о том, что наш жизненный сценарий может быть основным препятствием, который не позволяет продвигаться вперед. Берн, к сожалению, не оставил чёткой технологии изменения сценария. А я и сейчас продолжаю размышлять над этими идеями, но уже, став доктором психологических наук, совершенно на других основаниях. Посвятив более 15 лет изучению данной темы в теории и на практике, постоянно работая с клиентами, я значительно изменил и расширил свои представления о жизненно важных привычках. В итоге всё это привело меня к созданию своего научного и одновременно практико-ориентированного метода, который опирается на лучшие идеи и инструменты «большой психологии»: работы А. Адлера, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Эрика Берна и многих других.
Альфред Адлер первый в психологии ввёл понятие «стиль жизни», определив его как «реактивное образование, возникающее в ответ на жизненные обстоятельства». Он также считал, что стиль жизни — «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем». По его мнению, стиль жизни складывается к 4 – 5 годам, а потом лишь незначительно меняется и крайне слабо осознается. В представлениях А. Адлера стиль жизни является комбинацией двух осей: социального интереса, степени активности — и наиболее отчётливо проявляется в новых ситуациях и обстоятельствах. Он выделил следующие стили: полезный, правящий, избегающий, получающий. По его мнению, именно стиль жизни предопределяет будущее человека, существенным образом влияя на особенности и характер целей, которые ставит перед собой человек.